Регистрация своего бизнеса: коротко и ясно

Как зарегистрировать свою компанию: выбрать форму юридического лица и режим налогообложения. В какие инстанции обращаться? Какие документы готовить? Какие сроки регистрации? Какие потребуются финансовые вложения?

Регистрация своего бизнеса:  коротко и ясно
Photo @helloquence

Выбор формы собственности для малого бизнеса.

В России наиболее широко распространены две формы собственности для малого бизнеса: ООО и ИП. Обе эти формы собственности – это юридические лица, создание которых подразумевает предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли. Еще в 2017 году в силу вступили некоторые изменения в Законодательстве РФ, вследствие чего перестало быть выгодным открывать ООО, а именно — стало практически невозможно выводить деньги, без больших затрат. 

Еще в 2017 году в силу вступили некоторые изменения в Законодательстве РФ, вследствие чего перестало быть выгодным открывать ООО, а именно — стало практически невозможно выводить деньги, без больших затрат. 

Различия между ООО и ИП, ответственность юридических лиц

Между ИП и ООО существует ряд различий:

1. Ответственность у ИП и ООО декларируется разная, так у ИП – это полная материальная ответственность, у ООО – в рамках уставного капитала. Зачастую, именно этот факт учитывали предприниматели и организовывали ООО. Однако, на данный момент ситуация изменилась.

2. Не все виды деятельности доступны ИП, например ИП не может:
— продавать алкогольную продукцию, 
— производить лекарства, 
— кредитовать граждан, 
— заниматься микрофинансами и частной детективной деятельностью. 

3. У ИП нет такого понятия как юридический адрес, у ООО адрес местонахождения обязательно есть. ИП регистрирует предприятие по месту жительства предпринимателя. 

4. Последнее важное отличие – ИП может самостоятельно распоряжаться своими денежными средствами и переводить их с расчетного счета себе на карту. ООО может выводить денежные средства только в виде дивидендов. На данный момент это серьезный аргумент в пользу выбора ИП в качестве формы организации. При этом, ООО обязано вести бухгалтерский учет, а ИП может и не вести.

Процедура открытия юридического лица

Частный дизайнер или даже небольшая дизайнерская компания могут быть зарегистрированы как ИП. Однако группа российских дизайнеров может создать и ООО. Давайте ознакомимся с процедурой открытия ИП. 

Предприниматель встает на учет в налоговом органе по месту прописки, которая указана в паспорте. Иностранец открыть ИП в России фактически не может. 

Российским дизайнерам из Москвы удобно регистрировать ИП на сайте mosnalog.ru, где Вы сможете подать документы в онлайн режиме. При желании подать документы лично, необходимо ехать в налоговую инспекцию № 46, по адресу: Москва, Походный проезд, домовладение 3, строение 2. Время регистрации 7 дней. При себе иметь следующий комплект документов: 

  1. паспорт и его ксерокопия,
  2. заполненная форма на регистрацию ИП (бланк формы можно взять непосредственно в инспекции или скачать на сайте), 
  3. обязательно необходимо определиться с кодами ОКВЭД (про коды ОКВЭД смотрите ниже), 
  4. нотариальная доверенность и нотариально заверенные копии необходимых документов (если регистрируете ИП на третье лицо), 
  5. оплаченная госпошлина, на сегодняшний день она составляет 800 рублей (терминалы для оплаты есть и в налоговой инспекции),
  6. ИНН и его ксерокопия,
  7. заявление на применение Упрощенной Системы Налогообложения, в том случае, если Вы выбрали такую систему для работы. В случае неподачи данного заявления, к Вашей организации будет применяться традиционная система налогообложения (при этом у Вас будет более сложный расчет налогов — на имущество, НДФЛ, НДС и прочее). Про выбор системы налогообложения см. ниже.

Далее, в Пенсионном Фонде и Фонде Социального Страхования организация регистрируется онлайн, Вам нет нужды ехать куда либо. Такая потребность появится только в том случае, если Вы решите нанимать сотрудников. За своих сотрудников необходимо будет платить налоги в Пенсионный Фонд и в ФСС, но эти налоги можно будет вычесть из уплачиваемого налога на прибыль. При найме сотрудников, Вы должны будете привезти в Пенсионный Фонд и в Фонд Социального Страхования следующий перечень документов: 

  1. заявление;
  2. свидетельство о регистрации ИП;
  3. ОГРН ИП;
  4. паспорт;
  5. ИНН;
  6. документы, подтверждающие трудовые отношения с сотрудниками – обычно это копии трудовых или гражданско-правовых отношений;
  7. коды статистики Вы получаете онлайн.

Тонкости!

  1. Налоговые льготы в виде нулевого налогообложения могут применять только вновь открытые ИП. В каждом регионе есть его применение или нет —  решают региональные власти. Они же устанавливают виды деятельности ОКВЭД и ОКУН, для которых предоставляются налоговые каникулы. Данная льгота будет предоставляться в течение 2015—2020 годов.
  2. Если Вы закрыли ИП и открываете его вновь, то льготы не действуют.
  3. Иностранец в России открыть ИП не может, однако, может работать по патенту, с учетом регистрации ИП у себя в стране.
  4. Имеются льготы у ИП в Крыму. В течение двух лет после открытия предоставляются налоговые каникулы. Однако, не все российские банки представлены в Крыму.  

Выбор системы налогообложения

Российским дизайнерам необходимо серьезно взвесить какую выбрать систему налогообложения. 

Доступные для ИП системы налогообложения:

  1. традиционная система налогообложения.
  2. упрощенная система налогообложения («УСН 6%» или «упрощенка 6%») и налог 6% с оборота или упрощенная система налогообложения («УСН 15%» или «упрощенка 15%») и налог 15% с дельты «доходы-расходы».
  3. единый налог на вмененный доход («вмененка»/ЕНВД), доступна везде, кроме Москвы и Санкт-Петербурга.
  4. единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
  5. патентную систему налогообложения (далее — патент), расчет доступен на сайте налоговой инспекции.

В случае ООО к применению доступны:

  1. традиционная система налогообложения.
  2. упрощенная система налогообложения ( «УСН 6%» или «упрощенка») и налог 6% с оборота или упрощенная система налогообложения ( «УСН 15%» или «упрощенка») и налог 15% с дельты «доходы-расходы».
  3. единый налог на вмененный доход («вмененка»/ЕНВД), доступна везде, кроме Москвы и Санкт-Петербурга.
  4. единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Сравнение систем налогообложения

Выбор системы налогообложения – важная, ответственная задача для любого предприятия. Тем более, если вы начинающий бизнесмен. Неправильно выбранный режим налогообложения может погубить организацию, «задушив» ее налогами. 

Упрощенная система налогообложения 6% и упрощенная система налогообложения отличаются базой для налогообложения. При 6% база – это вся полученная выручка, при 15% базой является разность между доходами и расходами. УСН 6% интересна при небольших затратах организации — например, если компания занимается оказанием услуг, что особенно актуально в дизайнерской сфере. УСН 15% применяется довольно часто в компаниях, занимающихся торговлей – там, где высока доля затрат. 

Тонкости!

  • Перейти с УСН 6% на УСН 15% или наоборот, возможно только в конце налогового периода, примерно с ноября по 15 января следующего года.
  • Однако, необходимо работать на одной выбранной системе налогообложения определенное время (2-3 года).
  • Для применения УСН в 2018-2021 годах установлен допустимый максимальный уровень дохода 150 млн.руб.
  • На патент можно перейти в любое время.
  • Патент и УСН совмещать нельзя.

Коды видов деятельности

Следующий важный вопрос при открытии организации – это выбор кодов видов деятельности. Коды ОКВЭД необходимо заранее выбрать и при регистрации ООО указать желаемые коды ОКВЭД в форме Р11001, при регистрации ИП коды ОКВЭД указываются в форме Р21001, на листе А. При смене вида деятельности или при расширении видов деятельности, также подается заявление в налоговую инспекцию. Видов деятельности может быть несколько, при этом основным видом деятельности считается тот, по которому больше сумма выручки.

С 11 июля 2016 года коды ОКВЭД определяются в соответствии с классификатором видов экономической деятельности ОКВЭД 2 (ОК 029-2014 КДЕС Ред.2). В классификаторе используется иерархическая система классификации. Для определения кода вида деятельности необходимо идти от высшего класса к низшему, всего таких классов шесть. То, что в классификаторе обозначается двумя цифрами называется классом, тремя цифрами – подкласс, четырьмя цифрами – группа, пятью цифрами – подгруппа, шестью – вид. Коды необходимо выбирать внимательно, руководствуясь тем, что Ваша дальнейшая деятельность постоянно будет связана с рядом услуг, которые должны быть указаны в выбранных Вами разделах классификатора. В заявлении в налоговую инспекцию необходимо указывать виды деятельности из групп по ОКВЭД (или подгрупп или видов), то есть виды деятельности, обозначенные минимум четырьмя цифрами.

При выборе идите от общего к деталям и внимательно читайте исключения. Сначала выбираете класс, далее определяемся с подклассом, группой, подгруппой, видом. Если у Вас несколько видов деятельности, смело указывайте все, ограничений нет. Если у Вас несколько видов включены в подгруппу, то можно указать всю подгруппу. Пример для дизайнеров: ОКВЭД 74 – «Деятельность профессиональная научная и техническая прочая». Однако указывать необходимо минимум четыре цифры, а значит «74.10 Деятельность специализированная в области дизайна». 

Открытие юридического лица через Представителей

Открытие ИП и ООО настоятельно рекомендуем проводить через представителя – тогда эта процедура не принесет Вам слишком много хлопот, к тому же может быть осуществлена даже дистанционно. Во-первых, для неопытного в этой сфере человека открытие может вылиться в большие сроки, из-за неточностей в оформлении документов, непонимании последовательности и необходимости некоторых действий. Во-вторых, стремительно меняющееся законодательство может заставить Вас столкнуться с неприятными сюрпризами. Третье, проблема использования в качестве юридического адреса – адрес массовой регистрации. Ну и, наконец, несмотря на все предоставленные бланки для заполнения, можно допустить ошибку, самостоятельно открывая ООО, при этом получить отказ в регистрации и утерять 4000 рублей, уплаченные на госпошлину.

Стоимость услуг обычно складывается из подготовки пакета документов, курьерского сопровождения в ФНС, услуг нотариуса по оформлению доверенности, открытия счета в банке, услуг по регистрации в Пенсионном Фонде – и полный комплекс работ для ООО обойдется в 22000 рублей, для ИП – 8000 рублей.  Отдельно оплачивается госпошлина: ООО=4000 рублей, ИП=800 рублей, нотариальное заверение документов 2000 рублей, изготовление двух печатей 1000 рублей – для ООО, для ИП в этом нет строгой необходимости. В том случае, если у Вас ООО и Вам нужно будет позаботиться о юридическом адресе (в определенных ситуациях это необходимо), то оплата такой услуги по договору 35000 рублей за 11 месяцев, плата за почтовое обслуживание составит 8800 за 11 месяцев. Итак, общая стоимость услуг по открытию ООО составит 72800 рублей. При открытии ИП посредством представителя итоговая сумма будет всего 10800 рублей. При этом Ваши действия абсолютно просты и понятны: заполнить анкету, перечислить денежные средства, предоставить копию паспорта и, при необходимости, подъехать к нотариусу для подписания доверенности, ждать 7 дней. 

Елена Васильева

Эксперт в области финаносов и аудита бизнеса

Бизнес-тренер, основатель онлайн Школы Управления Бизнесом (bizuprav.ru) и аудиторской компании «Форос Аудит», и автор 2 книг.

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76