Предновогодние скидки, как введение в заблуждение и обман

Discount as a delusion and deception in the Christmas period.

Маркетинговые методы продаж применяются магазинами в масштабных количествах в период новогодних и рождественских праздников, однако в России отсутствует правовые акты, регламентирующие правила ведения торговой деятельности в периоды распродаж.


На что необходимо обращать внимание потребителю? Как отстоять свои права? Какие маркетинговые методы используют магазины?

Маркетинговые методы продаж:

  1. Переклеивание ценников. Указание скидки от преднамеренно завышенной цены по сравнению с той ценой, что была указана раннее. 
  2. Наличие 2 ценников на одной вещи. В данном случае, продавец обязан продать товар с ценником, на котором цена указана ниже. 
  3. Объявление скидки на весь магазин, однако ее введение исключительно на определенный вид/ коллекцию товаров.
  4. Установление завышенной цены на 1 единицу товаров в целях приобретения потребителями большего количества товаров одного вида.
  5. Новогоднее название или название продукта с ассоциацией скандинавских стран, что не соответствует указанной информации об Изготовителе. 
  6. Приобретение подарка при покупке товара. Введение в заблуждение о себестоимости товара при наличии к нему незначительного подарка.

В соответствии со ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.[1]

В торговой деятельности в период распродаж отсутствуют следующие правила:

— регламентирование периодов и сроков проведения распродаж;
— установление минимальных скидок на товар;
— установление процедуры изменения цен на товар перед применением к ним скидок/акций;
— привлечение к административной ответственности.

В соответствии со статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.10.2017), обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа (на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей). [2]

В случае выявления нарушений Законодательства РФ, потребитель вправе:

— приобрести товар по цене ниже, как указанно на ценнике
— составить заявление и требовать возврата денежных средств за товар или возврата разницы в соответствии с указанной скидкой на товар.
-оставить жалобу в книге отзывов и предложений
— обратиться в Службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
— обратиться в суд.

Таким образом, при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей продавца о предоставлении потребителю достоверной информации, потребитель вправе предъявить соответствующие требования в претензионном порядке к продавцу- нарушителю (ст. ст. 4, 7, п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 10, п. п. 1, 3 ст. 12, п. п. 1 — 3 ст. 18, п. 1 ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»).Введение потребителя в заблуждение и обман предполагает предъявление им законно обоснованных требований к продавцу о возврате уплаченных денежных средств, однако в том случае, если у потребителя есть подтверждающие об этом доказательства (ст. 178 и 179 ГК РФ). Таким образом, продажа недобросовестным продавцом товара, сопряженной с обманом и введением в заблуждение покупателя делают сделку недействительной в соответствии со ст. 167 ГК РФ.[3]


[1]Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»
[2]«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ
[3]Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ

Комментарии
Ann Heinemann
Ann Heinemann

Эксперт в fashion law

Практикующий юрист, автор первых в России книг "Интеллектуальные права в индустрии моды" и "Право в индустрии моды/Fashion law in Russia"

Мы в сети

Онлайн о моде России

По всем вопросам сотрудничества
пишите на почту:
hello@designersfromrussia.ru