Правозащита в сфере моды: как у нас и как у них

С плагиатом и даже воровством творческие люди сталкиваются повсеместно и на протяжении всей своей карьеры. Копируют как начинающие авторы, так и монстры креативных индустрий. А уж что говорить о вечном противостоянии “крупные корпорации VS дизайнеры”…


Но говорить об этом можно и нужно. А еще лучше не просто говорить, а обсуждать конкретные примеры и действия, которые уже предприняты в России и в мире, чтобы пресечь плагиат и как-то защитить авторов.

Одной из самых незащищенных творческих областей остается индустрия моды. Дизайнерам одежды в нашей стране зачастую приходится работать по принципу “защити себя сам”, но так ли все беспросветно? Давайте разбираться.

Правозащита в сфере моды: как у нас и как у них

Как у нас

Мода в широком смысле включает в себя одежду, обувь, аксессуары, косметику и другие продукты. Объединяет их происхождение: объекты моды являются результатом труда и интеллектуальной собственностью автора. О защите автора и пойдет речь.

Все, что касается моды, быстротечно. Мода базируется на инновационных идеях, которые расходятся по всей планете в промышленном масштабе. И если в мировой практике первые примеры успешной защиты модного предмета от копирования датированы серединой 19 века, то в России и по сей день не могут полноценно справиться с этой задачей.

Да, присвоение чужого авторства запрещено законом. Но формулировки остаются очень размытыми, развязывая руки злоумышленникам. Так, в нашем законодательстве нет четкого понимания термина “дизайн”, что оно включает и охватывает, следовательно — нет четкого понимания, что попадает под защиту от “хищения дизайна” aka плагиата.

Правозащита в сфере моды: как у нас и как у них

В российской судебной практике факт плагиата сложно доказать. Автор имеет право на свои произведения (на свой дизайн) за сам факт его создания — это некая презумпция авторства, не требующая дополнительных подтверждений. Но на деле доказать авторство творческого продукта очень сложно, и здесь дополнительные подтверждения были бы не лишни! Если дизайнер вдохновится чужой работой и сделает на ее основе новый продукт, будет ли это плагиатом? А если так поступит огромная сеть магазинов одежды?

Несмотря на наличие конкретной статьи-перечня объектов авторских прав, подлежащих охране (ст. 1259 ГК РФ), эта область все равно остается незащищенной, дизайнеры зачастую не могут добиться помощи от государства, даже при наличии зарегистрированных патентов на свои изобретения. Однако, надежда на лучшее все же есть: с прошлого года Госдума рассматривает законопроект, вводящий механизм правовой охраны промышленных образцов одежды российских дизайнеров.

Проект закона вносит поправки в часть четвертую Гражданского кодекса РФ и предлагает ввести временную защиту промышленных моделей одежды, еще до получения патента. Временная правовая охрана интеллектуальной деятельности в сфере дизайна должен стимулировать творческую активность российских дизайнеров, помочь молодым специалистам выходить на рынок, а также давать новые возможности нашим модельерам на мировой арене.

Таким образом, депутаты осознают, что сфера моды остается без должной правовой защиты. Но отметим еще раз: законопроект все еще остается на рассмотрении и не утвержден Госдумой и по сей день.

Как у них

В модной индустрии других стран дела обстоят по-разному. Можно выявить очевидную связь: в странах, известных своими модными домами и брендами, защита прав дизайнеров на высоте. В странах, где фэшн все еще в зачаточном состоянии, дела обстоят примерно как в России.

Равняться, конечно, стоит на первых: на Францию, Англию, Германию и страны Евросоюза. А еще Индию — не столь очевидное, но активно развивающее это направление государство. Во Франции регулярные споры между модными домами дали свои плоды: охраняемы модные изделия перечислены в Кодексе интеллектуальной собственности, защита прав модельеров регулируется законом в наивысшей степени.

Правозащита в сфере моды: как у нас и как у них

В ЕС уже более 20 лет действует “дизайнерское право”, диктующее стандарты защиты запатентованных предметов модной индустрии. Четкая формулировка того, что же такое дизайн, и грамотно сформулированный единый документ позволяют решать различные споры и применять более гибкие судебные практики в вопросах интеллектуальной собственности. Эта система едина для всех стран ЕС, что еще больше упрощает жизнь дизайнерам.

Кроме того, здесь уже применена практика, о которой мы писали как о радужной перспективе для России: дизайнерам Евросоюза позволено регистрировать свои труды в течение целого года с момента их обнародования, а незарегистрированные материалы могут быть под защитой в течение трех лет.

Аналогичная практика существует в Великобритании: закон, принятый в 1998 году, предоставляет правовую защиту дизайнам и предметам моды, незарегистрированным и не обладающим патентами. Кстати, английские власти сейчас активно борются с пиратством в фэшн индустрии, поддерживая дизайнеров и предоставляя им возможность возбудить иск за плагиат без регистрации интеллектуальной собственности.

В Индии модная индустрия регулируется тремя законодательными актами, а именно “Закон о промышленных образцах” 2000 года, “Закон об авторском праве Индии” 1957 года и “Закон о торговых марках” 1999 года. Эти законы дают четкое определение терминам “мода” и “дизайн”, перечисляет объекты, которые в них ходят. Они ограничивают линейку предметов, подлежащих правовой защите, но в то же время дают четкие рамки, гарантирующие поддержку заявленным образцам. Стоит отметить, что индийским модельерам необходимо зарегистрировать свои права на труды, чтобы требовать защиты в суде.

Напоследок рассмотрим ситуацию с защитой прав модельеров в США. Несмотря на то, что рынок одежды и легкой промышленности в этой стране огромен, правительство США считает, что охрана авторских прав дизайнеров не целесообразна ввиду быстротечности сферы и утилитарностью одежды. Уточним: государство не отказывается от правозащитной практики для всей своей модной индустрии, оно предлагает ее более конкретным промышленным примерам, таким как ткани, вышивка, узоры, ювелирные изделия и т.д. Однако, перечисленные выше промышленные объекты, имеют право на защиту без регистрации и патентов, как в Еврооюзе.

Мы видим, что в разных странах сфера моды регулируется по-разному. Учитывая скорость, динамику, с которой меняется эта индустрия, к ней необходим особый подход, который, к сожалению, многие государства применять еще не готовы. В российском законодательстве все, что касается авторского права остается несколько размытым, а защита прав деятелей модной индустрии не в полной мере обозначена в законодательстве. Надеемся, что в нашей стране будет больше законопроектов в поддержку дизайнеров и модельеров, ведь положительных примеров в мировой практике достаточно, главное вовремя почерпнуть вдохновения у коллег.

Карен Мирзоян

Юрист

Эксперт по авторскому праву, основатель сервиса Банк Авторских Прав (онлайн регистратор интеллектуальной собственности)

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76