Как увеличить объем продаж контрафакта? Какое влияние на потребителя оказывает общеизвестность товарного знака при указании его на упаковке продукции? Как репутация бренда (goodwill) вводит потребителей в обман и в заблуждение при использовании его упаковочных материалов?
Введение потребителя в заблуждение относительно приобретения оригинала продукции является превосходным способом увеличения продаж на контрафактный товар, сопровождающийся использованием репутации бренда (goodwill) при нанесении общеизвестного товарного знака (trademark) на упаковку продукции.
Использование зарегистрированного товарного знака правообладателя на упаковках продукции конкурентами (фирменные пакеты, коробки, упаковочные материалы, подарочная упаковка и пр.) является недобросовестной конкуренцией, которая предполагает в соответствии с п. 9 ст. 4, п. п. 2, 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допущение любых действий хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 14.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ, незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 000 до 10 000 рублей, на юридических лиц — от 50 000 до 200 000 рублей.
По данным проведенного исследования по продаже контрафактных пакетов с товарным знаком «ЦУМ» в сети «Интернет», на торговых площадках/рынках, а также при продаже оптом, была составлена статистика, которая установила, что стоимость при выявленной несанкционированной продаже пакетов с использованием товарного знака «ЦУМ» в сети «Интернет» составляет за единицу от 200 рублей до 570 рублей, на торговых площадках/рынках за единицу от 100 до 330 рублей, а также оптом от 5 000 до 500 000 рублей.
Подобного рода несанкционированная реализация упаковки продукции с использованием зарегистрированного товарного знака правообладателя является незаконной торговлей, которая сопровождается мошенническими действиями, за которые предусмотрены меры наказания в ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017).
Стоит отметить, что в настоящий момент объемы использования общеизвестных товарных знаков на упаковках продукции не сокращаются, так 26 апреля 2017 года 200 тысяч контрафактной упаковки «Gucci» задержали на Балтийской таможни из Китая, а контрафактные пакеты со знаком «FIFA» выявили сотрудники Дагестанской таможни на посту «Тагиркент- Казмаляр» в Магарамкентском районе.
Необходимо обратить внимание, что фирменная упаковка ассоциируется у потребителей не только с подлинностью самой продукции правообладателя, но и с ее характеристиками, такими как: имидж товарного знака (brand image), место нахождения производителя продукции, а также качественные характеристики, что и вызывает у потребителя реакцию на товарный знак с целью самовыражения в обществе, то есть проявления, как таковой, экспрессивной функции (expressive function of trademark).
Таким образом, учитывая распространенный объем злоупотреблений, правообладателю во избежание допущения использования изображения товарного знака связанного, не только с незаконным нанесением товарного знака на упаковку, а также и с регистрацией похожего изображения, но при этом с другими словами в качестве промышленного образца, необходимо опубликовывать промышленные образцы (ярлыки, бирки, упаковки) в открытой печати в целях обеспечения защитой и сохранения репутации своего бренда в будущем.