НЕ ЗНАЮ, О ЧЕМ ГОВОРИТЬ

«Не знаю, о чем говорить!» — эта фраза часто звучит в головах тех, кому действительно есть что сказать, когда их приглашают выступить. Нередко мастер, постоянно живущий в мыслях о своём деле, непрерывно обучающийся, интересующийся, решающий профессиональные противоречия, затрудняется выйти и рассказать о своём деле, замедляя развитие своего продукта, воплощение своей идеи, делая его, мягко сказать, затруднительным. 

Фото предоставлено автором

О достойном деле надо достойно рассказывать. И все мы, казалось бы, это понимаем. Да и кто лучше расскажет о проекте, чем его идеолог-реализатор-локомотив?! Но именно нежная любовь к собственному творению часто делает из первоклассного мастера провального спикера. Он начинает волноваться, говорить сбивчиво, скачет с темы на тему, думая: «ну это и так всем понятно, пойдём дальше..», болезненно реагирует на поведение аудитории, все воспринимая утрировано и на свой счёт. И как быть? Учиться говорить о своём деле так хорошо, как оно того заслуживает. 

Львиная доля вопросов и сомнений по поводу «как выступать» решится, после того, как вы ответите себе на вопрос «ЗАЧЕМ?». Спросите себя: «какова цель моего выступления на профессиональной конференции / фестивале / лекции / презентации / защите проектов?» Вот только сейчас осторожнее! В 99 случаях из 100 (по статистике Британских ученых, разумеется) ум вместо того, чтобы прямо ответить на вопрос, начнёт закипать негодованием: «Да и так понятно! Зачем выступать?! Ну всем же ясно! Ну.. для этого.. как его?! Продвижения… Чтобы меня услышали и поняли!». Если в голове появился похожий текст, ставим его «на стоп». Такой ответ к хорошему не приведёт.

Фото предоставлено автором

Закономерности поведения таковы, что действие запускается только после того, как будет определена его цель и построен план. Поэтому большинство трудностей можно избежать, если у нашего выступления будет осмысленная четкая, адекватная и заманчивая цель. Как её обозначить? Все станет легко, как только мы определимся с понятием цели деятельности. Это желаемый образ конечного результата той самой деятельности. Значит, цель описывает не процесс (что происходит на выступлении), а то, что произойдёт после.

«Цель деятельности лежит за её пределами»

Вот к примеру: идём мы к стоматологу, хотим в результате взаимодействия с ним получить здоровые зубы. И хорошо, когда процесс проходит на легкой ноте. Однако никто не скажет: «прекрасно к врачу сходил, было так забавно и увлекательно! Так он много знает, так он харизматично анекдоты рассказывает! Правда, как болело, так и болит. Но это ерунда! Главное, что весело поболтали!». Вот и в публичном выступлении процесс должен быть целесообразным. Мало, чтобы зал бодро аплодировал. Надо получить «реальные действия» от аудитории после речи. Согласитесь, странно думать, что презентация прошла идеально, если аудитория молча слушала, все смотрели на спикера, в конце громко аплодировали, но после — ни единого звонка предложения о сотрудничестве, ради которых все и затевалось. 

Обратите внимание — цель речи формулируется в действии аудитории: они купили, проголосовали, посетили, и т.д. Обозначаются её важные аспекты. Например, время, место, количество обратившихся за услугами

Фото предоставлено автором

Реалистичность цели также важна. Бессмысленно и даже жестоко ставить себе неадекватную планку: она будет деморализовать при одной только мысли о ней. У цели обратная функция: мотивировать. Кстати — про мотивацию. Когда вы сформулируете цель в таком ключе, подумайте: что изменится в мире, когда аудитория сделает то, к чему вы призываете, на что вдохновляете. Как будет выглядеть этот мир? Как он будет существовать и функционировать? Представьте. Вам нравится? Если нравится — значит у вас весомое «ЗАЧЕМ», значит станут понятными и «ЧТО СКАЗАТЬ», и «КАК ГОВОРИТЬ». 

Желаю успеха! 

П.С. Представляйте почаще мир будущего, когда ваша идея станет реальностью. Это придаст сил и вдохновит на достойные большие дела. Хорошо говорит тот, кто говорит по делу и для дела.

Комментарии
Екатерина Новожилова
Екатерина Новожилова

Филолог

Тренер по риторике. Спикер федеральных форумов и конференций, руководитель Школы Слова.

Мы в сети

Онлайн о моде России

По всем вопросам сотрудничества
пишите на почту:
hello@designersfromrussia.ru