Не «Black» Friday: Введение в заблуждение и обман

Во время проведения сезонных распродаж, продавцы для привлечения внимания покупателей в целях увеличения потребительского спроса успешно используют яркие и всемирно известные маркетинговые слова, такие как: «Акция», «Распродажа», «Sale», «Black Friday» и другое.


Однако, в соответствии с Законодательством РФ, на продавце лежит обязанность о предоставление потребителю достоверной информации о товарах, а также предусматривается ответственность за введение потребителя в заблуждение и обман.

В соответствии со ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В момент распродажи, продавцы — нарушители неправомерно применяют ненадлежащим образом оформленные ценники и устанавливают разную или не соответствующую скидке цену на товар.

Так, в соответствии с п. 19 Правил продаж отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара.

Виды нарушений:
— ценники остаются с прежней ценой, в то время, как на витринах магазина информируют о проведении акции или распродаж;
— продажа товара со скидкой меньшей, той, что заявлена продавцом на витринах или в магазине;
— распродажа проводится не на весь ассортимент, в то время, как об этом отсутствуют указания и информирование или отсутствуют правила проведения распродажи/акции;
— предоставление информации, вводящей в обман и в заблуждение о скидке на ценнике с умыслом проведения распродаж с ценой ранее специально завышенной;
— оформление ценников продавцом с нарушением Законодательства РФ;
— предоставление недостоверной информации потребителю о том, что товар, приобретенный по акции или скидке не подлежит обмену или возврату с последующим отказом продавца удовлетворить требования потребителя.

В соответствии со ст. 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

Таким образом, при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей продавца о предоставлении потребителю достоверной информации, потребитель вправе предъявить соответствующие требования в претензионном порядке к продавцу- нарушителю (ст. ст. 4, 7, п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 10, п. п. 1, 3 ст. 12, п. п. 1 — 3 ст. 18, п. 1 ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Права потребителя:
— право составить заявление и требовать возврата денежных средств за товар или возврата разницы в соответствии с указанной скидкой на товар.
— право оставить жалобу в книге отзывов и предложений
— право обратиться в Службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
— право обращения в суд.

Введение потребителя в заблуждение и обман предполагает предъявление им законно обоснованных требований к продавцу о возврате уплаченных денежных средств, однако в том случае, если у потребителя есть подтверждающие об этом доказательства (ст. 178 и 179 ГК РФ). Таким образом, продажа недобросовестным продавцом товара, сопряженной с обманом и введением в заблуждение покупателя делают сделку недействительной в соответствии со ст. 167 ГК РФ.

В случае отсутствия у потребителя доказательств, подтверждающих намерение продавца ввести в заблуждение и обман, продавец не может быть привлечен к административной ответственности. Необходимо обратить внимание, на то, что данные нарушения могли быть вызваны не проступком самого продавца- работодателя, а неправильными действиями его сотрудника- должностного лица, что повлекло за собой наступление неблагоприятных последствий для репутации торговой марки/бренда продавца (торговой компании). В таком случае работодатель- продавец вправе привлечь сотрудника магазина к дисциплинарной ответственности в виде выговора; лишения премиальных денежных средств или увольнения.

Из этого следует, что в соответствии со статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.10.2017), обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа (на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей).

Комментарии
Ann Heinemann
Ann Heinemann

Эксперт в fashion law

Практикующий юрист, автор первых в России книг "Интеллектуальные права в индустрии моды" и "Право в индустрии моды/Fashion law in Russia"

FOLLOW US ON

Онлайн о моде России

По всем вопросам сотрудничества
пишите на почту:
office@designersfromrussia.ru