Модный Дом «Имеди»: кавказский бум 1924 года

1924 год. Сердце моды, прекрасный лучистый Париж. Нет ресторанчика или кафе, где не говорят об открытии модного Дома «Имеди», чья хозяйка – русская по мужу, грузинка по матери, — создает удивительные вещи. Буквально через несколько недель после открытия «Имеди» стал элитным Домом для дам из высшего света.


«Говорят, в Петербурге она носила наряды с бриллиантами вместо пуговиц. А бриллианты эти были размером с яйцо голубя», – шептались знатные особы, торопясь посетить удивительный русский Дом моды, где шьют одежду, в который ты обязательно будешь блистать, как те самые бриллианты из легенды про Воронцову-Дашкову, владелицу «Имеди». Название Дома, кстати, в переводе с грузинского означает «надежда».

Модный Дом «Имеди»: кавказский бум 1924 года
Иллюстратор Наиля Бутусова, nailyabutusova.com

Тонкокостные голландки, чопорные английские дамы, элегантные француженки, дочери высокопоставленных мосье и жены консулов – все они не могли мечтать ни о чем другом, кроме как о наряде, сшитом Анной Ильиничной, княжной Чавчавадзе. Мало кто знал, что одним из самых желанных модных Домов Европы владеет российский модельер, чья бабушка была музой Дюма и внучкой последнего царя Грузии, Георгия Двенадцатого. Любовь к особому колориту и прекрасному вкусу передалась Анне по крови.

Французская жизнь семейства Воронцовых-Дошковых

Во Францию Анна приехала со своим мужем, чтобы начать все с чистого лица. Длительные скитания после случившегося в России подорвали их силы, оставалась только… надежда. Так возник Дом моды «Имеди», ставший для графини практически и душой и сердцем. От бабушки Анне достался хороший вкус, любовь к утонченному и изысканному, умение угадывать несомненную красоту. К роли русского модельера ей даже не пришлось привыкать, словно жизнь все это время готовила ее к модельному триумфу. О Доме «Имеди» заговорили очень скоро, и дела эмигрирующей семьи стали налаживаться.

Модный Дом «Имеди»: кавказский бум 1924 года

В то время многие эмигрирующие князья, ставшие модельерами, стали угождать интересу европейской публики на русский стиль. Анне нужно было придумать что-то новое, что-то непохожее и необычное. Тогда она повернула все лица Парижа на Кавказ, его экзотический и полудикий колорит, причудливые орнаменты и диковинные мотивы. Грузинский флёр буквально околдовал Францию. Увлечение Грузией стало повальным. Благодаря Анне вся Европа влюбилась в стиль «caucasien», а Монмартр даже прославился ресторанами грузинской кухни.

Анна Воронцова-Дашкова – владелица модного Дома и манекенщица Шанель

В то время манекенщицы делились на два типа: первые показывали одежду покупателям, а другие выходили в нарядах на светские приемы. Эмигрантки из российской империи славились невероятной красотой, а особенно черноокие девушки родом с Кавказа. И сегодня дизайнерам из России нравятся такие модели. Графиня Чавчавадзе очень быстро нашла желающих видеть ее на приемах в платьях от знаменитых кутюрье. Она носила и вещи Коко Шанель, очаровывая гостей светских приемов и званых ужинов.

Модный Дом «Имеди»: кавказский бум 1924 года

Девушка, чей муж был графом и сыном наместника на Кавказе, девушка, что трудилась в лазарете, спасая раненых, стала первой красавицей Европы. Каждый, кто видел ее, уже не мог забыть эту встречу – она оставалась в самом сердце, как шип розы, заставлявший его кровоточить и стонать. События октябрьской революции в России, полные крови и слез, придали ее красоте особый налет меланхолии. На нее словно вечно падала тень страданий, обрушившихся на семью, близких, Империю. Но французов это только очаровывала, французы ничего не знали. Все, чего они хотели – купить вещи российского дизайнера, стать обладателями этих сокровищ.

На примерку к Анне записывались за несколько месяцев вперед. Есть даже легенда, что однажды две влиятельные женщины чуть было не подрались за право примерить платье. Новые коллекции российского дизайнеры ждали как манны с небес. Светские львицы ходили друг другу в гости, чтобы похвастаться ее нарядами, а заодно – выведать, что приобрели соперницы. Конкуренты пытались копировать платья «Имеди», а это лучше всего указывало на успех.

Очарование Кавказа в одежде «Имеди»

Одежда «Имеди» отличалась своей рациональной красотой и сложной отделкой. Кавказские орнаменты вышивались золотыми нитками, журабы-чешки делались вручную – в каждом элементе воплощались ценности Кавказа. Для создания одежды дизайнером России выбирались орнаменты и ткани кочевников, национальные цвета и даже сукно. Европа получила возможность окунуться в такой теплый, экзотичный и загадочный кавказский шик.

Модный Дом «Имеди»: кавказский бум 1924 года

В угоду публики Анна трансформировала национальные наряды, видоизменила, к примеру, кавказскую рубаху, создавала одежду по грузинским мотивам, которую можно было бы носить в свет. На наряды нашивались аппликации национальных орнаментов – большинство создавались из шелка и парчи. Образы украшались традиционными украшениями: серьгами и золотыми пряжками с орнаментом. Российские марки одежды и по сей день копируют этот способ украшения кавказских нарядов.

Во время пика популярности «Имеди» почти все дамы высшего общества носили платья в кавказском стиле. Появиться в таком наряде означало наивысший успех. Красотки дефилировали по улицам Англии, Голландии, Дании и Берлина. Некоторые увозили шикарные наряды в Америку. Имя Анны стало синонимом роскошного вкуса и шикарной жизни. Казалось, «Имеди» был обречен на пожизненный успех. Но даже если бренд успешен, а одежда российских дизайнеров недорого продается, это не значит, что мода вечна. Анне пришлось узнать, что все имеет свой конец.

Модный Дом «Имеди»: кавказский бум 1924 года

Падение с высоты небес

В 1929 году произошел европейский экономический кризис. Почти все модные Дома России и других стран были парализованы. Выжить после него удалось лишь единицам, и каким-то чудом. К сожалению, графиня не смогла спасти свое творение и продолжить его деятельность. Вместе с мужем за лучшей жизнью они выехали в Берлин, где и провели последние годы. Однако имя модного Дома «Имеди» навсегда и прочно вошло в историю. О нем помнят, как о яркой звезде, зажженной грузинкой, жительницей Петербурга, частичкой российской Империи.

И сегодня российские дизайнеры пытаются повторить успех «Имеди», возрождая в своих творениях один из самых причудливых стилей. Нет-нет, да появляется кавказский стиль в виде орнаментов, самобытных мотивов, национальных тканей и кроя современной одежды.

DESIGNERS FROM RUSSIA

РЕДАКЦИЯ СЕТЕВОГО ИЗДАНИЯ

По всем вопросам сотрудничества пишите: [email protected]. Мы в соцсетях: @designersfromrussia #designersfromrussia #dfr

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76