Как праздновали Рождество во времена Российской империи

Почему мы наряжаем ёлку, какие подарки дарили друг другу члены императорской фамилии, что надевали по случаю торжества — об этом и многом другом в статье, посвящённой самому светлому празднику.

Для многих современных россиян любимым праздником является Новый год. Декабрь ассоциируется у нас с запахом мандаринов, нежным мерцанием свечей и музыкой Чайковского. Почти за месяц до новогодней ночи мы наряжаем ёлку и выбираем подарки для близких. Но наши предки с такой же радостью ждали другого праздника. До революции и образования первого атеистического государства на территории Российской империи, главным зимним торжеством было Рождество.

В 1935 году в самых высоких партийных кругах было принято решение о возрождении некоторых праздничных традиций уже в рамках светского Нового года. По всей стране снова начали украшать ёлки и дарить подарки. К слову, ёлку запретили много раньше революции: сам Священный Синод в условиях Первой мировой войны посчитал, что неуместно воспроизводить обычай вражеской страны.

Святки длились с 25 декабря по 19 января. Рождество, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне являются частью праздничного комплекса святок. Подготовка к Рождеству начиналась с первого дня Филиппова поста (15 ноября), пост соблюдали до самого Сочельника. В ночь с 24 на 25 декабря в храмах и церквях проводилась торжественное Всенощное бдение.

Святочные маскарады и балы

Культура маскарада в целом характерна для славянских народов. Ряженье является неотъемлемым элементом традиционной русской культуры.

В народе святки считались молодёжным праздником. С Рождества и до Крещения в вечернее время проходили гуляния. Их важной частью являлись разнообразные игры, имевшие ритуальное значение. Элемент переодевания для этих мероприятий был обязателен. В начале святок девушки надевали чужие сарафаны и покрывали лица платками, чтобы их нельзя было узнать. Молодые люди для этого использовали различные маски. В ночь на Рождество переодевание приобретало другой характер: парни наряжались в девичьи одежды, а девушки – в мужские.

Была популярна игра в умруна: молодого человека, одетого во всё белое, с обсыпанным мукой лицом и накладными зубами, клали в гроб (или привязывали к скамье) и проводили ему шуточное отпевание с использованием бранных слов. Потом носили по всей деревне, пугая взрослых и девушек.

Участники святок также любили переодеваться в животных, разбойников, нищих, попов, священников, солдат, гусар, сироток, кикимор или чертей.

Маскарады, что проходили при дворе, в большей степени были вдохновлены европейскими карнавалами. Первым такие мероприятия стал устраивать Петр Великий, а при его дочери императрице Елизавете костюмированные балы стали проводиться чаще и с большим размахом.

В святки и в императорских резиденциях становилось необыкновенно весело. Литератор Павел Сумароков, мемуарист Екатерины Великой, рассказывает, что во дворце «иногда призывали музыку, танцевали, плясали по-русски. Во время святок пели хором подблюдныя песни, клали кольцы, перстни и загадывали».

В 1834 году в Васильев день (1 января) в Зимнем дворце проводился тематический костюмированный бал «Аладдин и волшебная лампа». В «Воспоминаниях» дочери Николая I великой княжны Ольги так описано сие действо: «в Концертном зале поставили трон в восточном вкусе и галерею для тех, кто не танцевал. Зал декорировали тканями ярких цветов, кусты и цветы освещались цветными лампами, волшебство этого убранства буквально захватывало дух. В то время глазу еще непривычны были такие декорации, которые мы теперь видим на каждой сцене. Мэри и я появились в застегнутых кафтанах, шароварах, в острых туфлях и с тюрбанами на головах; нам было разрешено идти за Мама в полонезе. Какой блеск, какая роскошь азиатских материй, камней, драгоценностей! Я могла смотреть и искренне предаться созерцанию всего этого волшебства, не думая об обязанностях или правилах вежливости. Карлик с лампой, горбатый, с громадным носом, был гвоздем вечера».

Первоянварский бал 1837 года был назван «Китайским маскарадом». «Все были в китайских костюмах. Высоко зачесанные и завязанные на голове волосы очень украшали дам, особенно тех, у кого были неправильные, но выразительные черты лица. Папа был одет мандарином, с искусственным толстым животом, в розовой шапочке с висящей косой на голове. Он был совершенно неузнаваем», — пишет Ольга Николаевна в своих мемуарах.

По официальным документам и расходным книгам, известно, что император тратил много средств на маскарадные наряды, и шили их для него известнейшие театральные костюмеры.

Николай I, создатель концепции «Православие. Самодержавие. Народность», также положил начало уже непрерывающейся традиции устраивать балы в «русском стиле». В мемуарах фрейлины баронессы Марии Фредерикс рассказывается о маскараде 1849 года в доме генерал-губернатора графа Закревского под названием «Шествие одного из русских царей со всеми боярами, рындами и отроками».

В Васильев день в Зимнем дворце также проводились маскарады для народа. На бал могли попасть люди самых разных сословий. Первый камер-паж Александры Фёдоровны Петр Дараган в своих воспоминаниях так и пишет: «Доступ в чертоги царские был открыт для каждого прилично одетого».

В XIX веке важнейшей рождественской традицией стало украшение ёлок

Этот обычай пришёл к нам из Германии. Первой в Российской империи праздничную ёлку стала наряжать супруга императора Николая I Александра Фёдоровна, немка по происхождению. С этих пор эта традиция становится частью праздничных приготовлений в правящей семье, а затем распространяется в дворянской среде, у горожан и в народе.

Во дворце в канун Рождества в специально отведённых залах украшалась своя ёлка для каждого члена императорской фамилии. Подле каждого дерева устанавливался специальный столик для подарков. Дочь Николая I великая княжна Ольга в своих дневниках рассказывает, что после всенощной в Зимнем «боролись и толкались все дети между собой, царские включительно, кто первый попадет в заветный зал… Вдруг слышался звонок, двери растворялись, и мы вбегали с шумом и гамом в освещенный тысячью свечами зал. Императрица сама каждого подводила к назначенному столу и давала подарки. Можно себе представить, сколько радости, удовольствия и благодарности изливалось в эту минуту».

В царской семье также любили проводить рождественские лотереи для других обитателей дворца. Николай I самолично проводил эти мероприятия. Чаще всего разыгрывались фарфоровые изделия императорского завода. В своём дневнике Великий князь Сергей Александрович упоминает о том, что рождественские елки организовывались и для детей дворцовых слуг.

Александр II соблюдал все праздничные традиции, принятые при дворе его отца. Сын же самого Александра уже не уделял такого внимания рождественским обычаям. Ёлки снова появились во дворце только в правление Николая II.

Что же дарили друг другу члены императорской семьи?

Рождество всегда было прежде всего семейным праздником. И в подарках всегда наиболее ценилось внимание. Чаще всего члены императорской семьи дарили друг другу подарки со значением.

Порой бывало и иначе: в своих воспоминаниях фрейлина Марии Александровны Анна Тютчева пишет: «Императрица получила бесконечное количество браслетов, старый Saxe, образа, платья и т. д. Император получил от императрицы несколько дюжин рубашек и платков, мундир, картины и рисунки».

Историк Игорь Зимин в своём труде, посвящённом быту императорского двора, рассказывает о таком случае: однажды великой княжне Александре Николаевне её венценосные родители приготовили удивительный подарок. Перед праздниками в столицу прибыл жених дочери императора, этот факт тщательно скрывался от юной княжны. Когда в Сочельник отворились двери Концертного зала, невеста увидела своего жениха, привязанным к своей ёлке в качестве подарка, вместе с фонариками и «конфектами».

Рождественские гадания при дворе и в народе

В народе долгие века святки были связаны с традицией гадания. В царствование Николая I, поощрявшего всё национальное, этот обычай стали практиковать и при дворе. Укреплению этой традиции немало поспособствовала Мария Александровна, супруга Александра II. Анна Тютчева в своих рассказах о её службе при дворе, вспоминала, что императрица любила наблюдать за тем, как гадают ее фрейлины на женихов: «Давали петуху клевать овес, топили олово».

Многие года спустя сын Марии Александровны великий князь Сергей Александрович пишет в своём дневнике: «…вечером у нас гадание. Мама немного простудилась и… несмотря на это, она хотела, чтобы все состоялось… Отличные были шутки: лоханка с водой и записками, разные сюрпризы, петух с зернами, который, по обыкновению, неприлично себя вел, зеркало… и под столом я пугал девиц, дергая их за платье…». Эта запись позволяет утверждать, что традиция гадать на святки прочно закрепилась во дворце.

Вышеописанные ритуалы в точности совпадают с теми, что проводились в крестьянской среде. Чтобы узнать, кто раньше других выйдет замуж, девушки кидали собаке лепёшку. По другому обычаю прятали кольца в горстки зерна, чью горстку первой начнёт клевать петух, та девушка и выйдет замуж скорее других. Чтобы ясно увидеть лицо своего суженого, прибегали к «страшным гаданиям» или к гаданиям на сон.

По сей день святочные гадания являются одной из самых увлекательных забав в рождественские праздники.

Комментарии
Иза Сорокина
Иза Сорокина

АВТОР-СТАЖЕР

ПО ВОПРОСАМ СТАЖИРОВКИ: CAREER@DESIGNERSFROMRUSSIA.RU

Мы в сети

Онлайн о моде России

По всем вопросам сотрудничества
пишите на почту:
hello@designersfromrussia.ru