Fashion Law: как регистрировались спортивные марки

История создания известных торговых обозначений спортивной фирменной одежды рынка мирового масштаба вызывает проявление спортивного интереса к процессам ребрендинга (Rebranding), направленного на видоизменение товарного знака в течение всей торговой деятельности конкурирующих спортивных компаний, то есть к так называемому рестайлингу (от анг. restyling — модернизация, смена стиля) визуальных атрибутов бренда.

Такое видоизменение бренда подлежит обязательной регистрации товарных знаков в целях поддержки имиджа и репутации марки, которая предоставляет товарному знаку возможность борьбы с несанкционированной торговлей и обеспечивает  защиту от контрафакта.

Fashion Law: как регистрировались спортивные марки

Товарные знаки компании «Adidas AG»

В 1948 году братьями Дасслер было принято решение о разделении бизнеса. Рудольф забрал фабрику, которая впоследствии была преобразована в известную фирму «Puma».

Адольф Ади Дасслер основал немецкую спортивную компанию «Addas», изменив название на «Adidas», аббревиатура которой происходит от имени создателя (с ним же связано зарождение знаменитого логотипа фирмы). В 1949 году было положено начало зарождению известного трёхполосного логотипа компании, а также логотипа-трилистника. [1]

По данным международного реестра Global brand database (http://www.wipo.int/branddb/en/), дата первой регистрации товарного знака Adidas приходится на 05.02.1954 г., а трилистника — на 27.09.1974 год.

 

Fashion Law: как регистрировались спортивные марки

Таким образом, товарные знаки в виде надписи «adidas», а также известные рисунки (трилистник и три полоски в треугольнике) были зарегистрированы Международным бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности свидетельствами, согласно которым товарные обозначения зарегистрированы за правообладателем — компанией «Адидас Саломон АГ» (Германия), а товарный знак в виде трех полосок, вписанных в треугольник, зарегистрирован за правообладателем — компанией «Adidas International Marketing B.V.» (Нидерланды). Данные товарные знаки подлежат правовой охране на территории РФ в соответствии с Мадридским соглашением от 14.04.1891г.

Fashion Law: как регистрировались спортивные марки

Коллегией Роспатента было принято решение о признании изобразительного товарного знака компании «Adidas» общеизвестным товарным знаком с 22.09.2014 г., в отношении товаров 18 класса МКТУ «спортивные сумки», 25 класса МКТУ «Спортивная одежда, спортивная обувь, головные уборы», 28 класса МКТУ «спортивные товары, мячи» на имя компании «Адидас АГ», Германия.

В целях документарного подтверждения общеизвестности товарного знака компания- правообладатель представила заключение социологического опроса и документы, начиная с 1990 г., которые подтверждают, что марка является лидирующей компанией по производству спортивной одежды в крупных масштабах. [2]

Fashion Law: как регистрировались спортивные марки

Reebok

В 1895 году Джозеф Уильям Фостер изготовил первую шипованную обувь. Сама компания свое первое название получила, как «J. ‘W. Foster & Co». В 1958 г. она была переименована в компанию с фирменным наименованием «Mercury Sports Footwear». Позже Джозеф и Джефри Фостер учреждают новую компанию с новым названием — Reebok. В настоящее время фирма является дочерним подразделением  Adidas.

Название спортивной фирмы Reebok — на языке африканс «rhebok» имеет значение антилопы, которая характеризуется грациозностью и физической скоростью. [3]

По данным международного реестра Global brand database (http://www.wipo.int/branddb/en/), дата первой регистрации товарного знака Reebok приходится на 20.02.1965 год.

Fashion Law: как регистрировались спортивные марки

Судебная практика

В 2009 году Федеральная комиссия по торговле США обвинила компанию в обмане потребителей с помощью рекламы, вводящей в заблуждение и обман потребителей.

Кроссовки Easy Tone и Run Tone по заявлениям компании укрепляли и гармонизировали работу ног и ягодичных мышц лучше, чем другая спортивная обувь. Также компания заявляла, что бег и ходьба в этих кроссовках укрепляют ахиллово сухожилие и икроножные мышцы на 11%, а мышцы ягодиц — на 28% лучше, по сравнению с простыми кроссовками.

В ходе расследования, уполномоченные представители Reebok не смогли предоставить никаких доказательств, подтверждающих правдивость рекламной компании. С целью предотвращения подачи судебного иска, Reebok выплатила компенсацию в размере 25 миллионов долларов США, которые пошли на возмещение денег обманутым покупателям. [4]

Fashion Law: как регистрировались спортивные марки

Товарный знак Найк Интернейшнл ЛимитедNIKE

Nike, Inc. (МФА: [‘naɪkɪ], написание товарного знака по-русски — «Найк») — американская компания спортивной одежды и обуви (город Бивертон, штат Орегон).

В 1964 году компания была создана бегуном Филом Найтом и его тренером Биллом Бауэрманом. Первое название компании — Blue Ribbon Sports, которая специализировалась на заказе кроссовок в азиатских странах и последующей продаже их на американском рынке.

В 1978 году Blue Ribbon Sports была официально переименована в Nike, Inc.

В 1971 году компания выпустила первые c самостоятельно разработанным дизайном кроссовки Nike, а именно — с вафлеобразным дизайном подошвы, идея которых была взята из вафельницы жены Баурмана.

В 1978 году Blue Ribbon Sports стала официально называться Nike, Inc.

Название Nike происходит от имени греческой богини победы Ники.

Fashion Law: как регистрировались спортивные марки

Продукция выпускается под марками Nike, Air Jordan, Total 90, Nike Golf, Team Starter, Nike Air, Nike LeBron и др. [5]

В 2003 году Nike учредила свою дочернюю компанию ООО «Найк» на Российском рынке.

Правообладателем товарного знака Nike является Найк Интернейшнл Лимитед, Бивертон, Орегон, США (US), который впервые зарегистрировал свой товарный знак 19.10.1979 года.

С 01.01.2006 года товарный знак Nike признан общеизвестным в Российской Федерации и числится под регистрационным номером 63 в перечне общеизвестных товарных знаков.

Классы МКТУ и перечень товаров и/или услуг: 18, 25 — спортивная обувь и одежда, сумки.

Fashion Law: как регистрировались спортивные марки

Сеть фитнес-клубов с товарным знаком World Class

Компания «Русская Фитнес Группа» (РФГ) управляет сетью фитнес-клубов с известным торговым обозначением World Class.

«Русская Фитнес Группа» является крупнейшей фитнес-корпорацией в России, которая оперирует 50 фитнес-клубами в 17 городах России и стран СНГ. Общее количество клиентов фитнес-клубов превышает 120 000 человек, а в компании трудятся более 2 700 сотрудников тренерского и менеджерского состава. [6]

В 1993 в г. Москве был открыт первый фитнес-клуб World Class.

На сегодняшний день World Class имеет 37 собственных и 37 франчайзинговых клубов в 25 городах в 3 странах.

Fashion Law: как регистрировались спортивные марки

22 декабря 2015 г. Управление ФАС по Москве запретило фитнес-клубам World Class использовать в торговом обозначении «сеть фитнес-клубов №1».

Комиссия Московского УФАС России признала ООО «Спорт Форум» нарушившим пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В ходе проведения плановой проверки ЗАО «Конде Наст» Московским УФАС России была выявлена реклама фитнес-клубов «World Class», в которой было использовано утверждение «сеть фитнес-клубов № 1». Между тем, в рекламе отсутствовали конкретные критерии, по которым осуществляется сравнение и которые имеют объективное подтверждение.

В ходе рассмотрения дела ответчик указывал, что словосочетание «сеть фитнес-клубов № 1» включено в товарный знак «World Class».

Fashion Law: как регистрировались спортивные марки

«На самом деле, утверждение «сеть фитнес-клубов № 1» включено в товарный знак «World Class» как неохраняемый элемент, по сути не дающий владельцу знака никаких прав на данную часть знака. Обозначения, носящие хвалебный характер, могут быть включены в товарный знак по желанию правообладателя, однако это не освобождает рекламодателей от обязанности подтвердить свое «превосходство», — отметил начальник отдела контроля за рекламной деятельностью и пресечения недобросовестной конкуренции Управления Павел Олейник.

«Информация в рекламе на момент ее распространения должна быть объективной, обоснованной и актуальной. Более того, обязательно наличие прямого указания, например в форме сноски, на такую информацию в самой рекламе. «World Class» не только не сообщил в рекламе за счет чего считает себя «первым», но и не смог подтвердить на комиссии антимонопольного органа свое лидерство по таким важным критериям, как, например, стоимость абонемента или разнообразность предлагаемых услуг», — сообщила заместитель руководителя Управления Ирина Гудкова.

Таким образом, Комиссия Московского УФАС России предписала ООО «Спорт Форум» более не использовать товарный знак «World Class — сеть фитнес-клубов № 1» без указания конкретных критериев, по которым осуществляется сравнение и которые имеют объективное подтверждение. Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Fashion Law: как регистрировались спортивные марки

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, считается недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами. [7]

Пояснение:
1 https://www.tiki-toki.com/timeline/entry/610787/-Adidas/
2 https://rospravosudie.com/court-as-altajskogo-kraya-s/judge-ilicheva-l-yu-s/act-303410199/
3 https://ru.wikipedia.org/wiki/Reebok
4 Официальный сайт Federal trade commission, URL: www.ftc.gov
5 https://ru.wikipedia.org/wiki/Nike
6 http://www.fizkult.ru/fk/russian_fitness_group.php
7 Официальный сайт Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве, URL: http://moscow.fas.gov.ru/news/14028

Ann Heinemann

Эксперт в fashion law

Практикующий юрист, автор первых в России книг "Интеллектуальные права в индустрии моды" и "Право в индустрии моды/Fashion law in Russia"

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76