Есть такая профессия: мастер-керамист

Ее мир полон первозданного волшебства и не имеет границ, он такой же бездонный и глубокий, как Вселенная, такой же интересный и захватывающий, как космическое путешествие. Ее существам бы вполне понравилось в фильмах Тима Бертона. Только у нее можно найти туманные и прохладные газонные травы Санкт-Петербурга, отпечатанные в фарфоре, и чашки цвета лазури горных озер, заблудших в буревестнике оленей и диковинные грибы.

Для большинства Лиза Мельник – мастер-керамист. Но тот, кто видел ее работы, и хоть раз держал в руках ее творения, знает, что она повелитель глазурного волшебства и заклинатель фантастических существ. Она работает в самой древней технике лепки, и все прекрасные вещи выполняются ее собственными руками. Лиза – настоящее доказательство истинности слов Блейка «плуг – удел человечьих рук, но рукам не сделать рук».

Одержимость керамикой пришла к ней абсолютно неожиданно. Она училась на графическом дизайне, шел последний курс. На глаза случайно попалось объявление о дополнительных занятиях по керамике. В те времена она очень любила еду, всё, что с ней связано, эстетику подачи. И появилась мысль, не слепить ли несколько тарелок? К скульптуре и прикладному искусству ее до этого никогда не тянуло, девушка была с головой погружена в графику и живопись.

Первый контакт с глиной, и вот она влюбилась в материал по уши. С  того момента мысли были заняты только керамикой. Сегодня Лиза – владелец собственной мастерской в Петербурге. Гончарный круг с его симметрией, ровностью поверхностей и скоростью ей чужд. Все «вещицы» она делает вручную. На каждом сантиметре изделия — ямки от ее пальцев. И как говорит сама Лиза: «все получается более органичным, из самой природы. Мне нравится, что можно дать волю материалу и рукам, лепить почти что бессознательно. Глина всегда знает, во что ей лучше превратиться. Другое дело – гончарный круг, где с глиной нужно буквально бороться».

Что это за профессия вообще? Какова цель в работе? Какие задачи ставит мастер?

Не могу сказать, что я отношусь к керамике как к профессии или работе, хотя по факту это мой хлеб. Я просто не могу этим не заниматься. Меня всегда тянет в мастерскую, всегда есть идеи, которые настойчиво требуют воплощения. Целью для меня является сам процесс. А еще тот магический момент, когда достаёшь готовое изделие из печи. Каждый раз с нетерпением ждёшь, когда же можно будет открыть печку, и каждый раз, как первый, радуешься и удивляешься тому, что из неё выходит. Результат всегда непредсказуем, даже если повторяешь изделие в десятый раз.

Мне иногда кажется, что я просто проводник, кто-то вкладывает образы мне в голову, управляет моими руками. Отчасти из-за того, что в керамическом деле очень много случайностей, за которые ты не несешь прямой ответственности. Я никогда не рисую эскизов, не продумываю деталей, все рождается в процессе, непринужденно. Например, даже если я сажусь за работу с мыслью о том, что сейчас слеплю вполне конкретную кружку, через час передо мной оказывается ваза. И она прекрасна. Задачей своей я считаю давать жизнь тем вещам и существам, что жаждут появиться в материальном обличии, а потом находить людей, которые полюбят их так же, как и я.

Где этому можно научиться профессионально? Допустим, человек хочет делать керамику, как ему дальше быть? Куда идти, с чего начать?

Если говорить о профильном образовании, очень редко на факультет керамики поступают по любви, и редко после получения диплома остаются в профессии. Или выбирают самые рутинные ее отрасли. Гораздо чаще я слышу истории в духе своей – попасть на занятие и после него уже не расставаться с глиной. Сейчас в каждом городе есть масса курсов и мастер-классов по керамике. Если вы хотите глубоко узнать это ремесло, а не просто приятно провести пару вечеров, то очень важный момент – найти своего преподавателя, давно практикующего керамиста, влюблённого в свое дело.

Мне повезло, и я бесконечно благодарна своей учительнице, Ирине Анатольевне Зеляниной. Абсолютно потрясающая женщина. Она научила меня не столько теории, сколько любви и уважению к материалу. Навсегда запомню ее фразы: «Когда обрабатываешь край чашки, нужно думать о поцелуях. Тогда из нее всегда будет приятно пить» или «когда две глазури интересно ложатся друг на друга, они поженились». А еще нужно понимать – сколько бы ни продолжались занятия с преподавателем, всему он тебя не научит, вопросы будут всегда. Главное в керамике – практика, бесконечно много практики.

Какие личные качества, по-вашему, нужны, чтобы заниматься этим? 

Наверное, самое главное – уметь принимать неудачи. Конца им не будет, каким профессионалом вы бы не являлись. Изделия никогда не прекратят ломаться и трескаться до обжига, во время и после, глазурь будет сползать, изделия в печи будут слипаться друг с другом… Списку нет конца. И, чем сильнее полюбишь незавершенное изделие, чем дольше его создаешь, тем больше вероятность, что с ним случится что-то нехорошее. Особенно обидно, когда это происходит в начале пути, и с этими неудачами еще очень трудно смиряться.

Я никогда не забуду того горя, когда я лепила еще дома, и на обжиг нужно было отвозить изделия в студию (до обжига изделия очень-очень хрупкие). Едешь с огромными сумками в маршрутке, на каждой кочке сердце замирает. В студии распаковываешь коробки – а там процентов 30 разбито, и ничего с ними уже не поделать. А ведь это были первые шаги, и в каждом разбитом кусочке – кусочек меня.

Кто основные клиенты? Кто обращается? 

В основном это люди, похожие на меня. Настроениями, вкусами, интересами. Но абсолютно разных возрастов, профессий. С ними всегда интересно общаться, и я горжусь, что изделия находятся у таких замечательных людей. Горжусь, что моя керамика разлетается по миру, и она радует людей на противоположной стороне земли.

Как проходит рабочий день мастера? 

Я уяснила для себя, что строить план на рабочий день – занятие бесполезное и разочаровывающее. Раньше я пыталась составлять распорядок предстоящих дел, но очень редко удавалось все успевать, потому что всегда вклинивается что-то внезапное. А когда день подходит к концу, торопишься и все портишь. Не имея распорядка, успеваешь даже больше. А дел в мастерской очень много, помимо лепки и глазуровки: шлифовать, загружать и разгружать печку, фотографировать, упаковывать, относить на почту, общаться с покупателями, — и все это почти каждый день.

Какие приспособления, инструменты нужны для работы?

У каждого мастера свои особенные инструменты. Они могут быть и совсем неожиданными – палочки от мороженного, маникюрные, зубные принадлежности, столовые приборы и еще огромное множество всего. Всем этим обрастаешь со временем, но начать можно с простого минимума – плоскость, освещение и руки.

Керамика никогда не покидает ее мысли, и если нет возможности лепить, к ней приходит бессонница. Она уверена, что невозможно к своим изделиям относиться как к просто вещам. А к каждой кружечке испытывает настоящие материнские чувства. Клиенты признаются ее рукам в любви и говорят, что, посуда Лизы – высшее эстетическое удовольствие. И мы просто не можем с этим не согласиться.

Войти в мир Лизы Мельник можно отсюда
https://vk.com/chthonicceramics
https://vk.com/lizatort
https://www.instagram.com/chthonic_ceramics/

Комментарии
DESIGNERS FROM RUSSIA
DESIGNERS FROM RUSSIA

РЕДАКЦИЯ СЕТЕВОГО ИЗДАНИЯ

По всем вопросам сотрудничества пишите: hello@designersfromrussia.ru. Мы в инстаграм: @designersfromrussia #designersfromrussia #dfr

FOLLOW US ON

Онлайн о моде России

По всем вопросам сотрудничества
пишите на почту:
office@designersfromrussia.ru