Есть ли будущее у русской моды?

За последние несколько недель в Москве прошел целый ряд мероприятий, связанных с развитием сферы моды в России. Прошли Московский форум индустрии моды, двухдневный форум Be-in, открылся фестиваль «Русские сезоны». Среди спикеров оказались самые влиятельные люди сферы — Маша Федорова (Vogue), Екатерина Дарма (Buro24/7), Алла Вербер (ЦУМ), Игорь Гуляев (Igor Gulyaev), Константин Андрикопулос (Bosco di Ciliegi) и многие-многие другие.


Среди гостей мероприятий дизайнеры, фотографы, стилисты, и главный вопрос, который буквально витает в воздухе — есть ли будущее у русской моды? И если есть, то какое оно?

Фрол Буримский, куратор фестиваля «Русские сезоны» заметил, что все ждут какой-то решающий перелом в индустрии, тогда как он считает, что перелом уже произошел, «будущее» наступило. На Московском форуме индустрии моды Андрей Бурматиков, fashion-директор Faberlic поделился выводами масштабных исследований компании и сказал, что запрос на отечественную моду уже есть. В рамках public-talk в ЦУМе Алла Вербер подтверждает — многие иностранные клиенты приходят в универмаг и спрашивают: «Где у вас тут русские дизайнеры?»

Дарья Мациевская, президент фестиваля «Русски сезоны, Маша Федорова, главный редактор Vogue, Фрол Буримский, куратор фестиваля «Русские сезоны», Алла Вербер, фэшн-директор ЦУМ

Итак, спрос существует. Теперь ход за дизайнерами. В рамках мероприятий было обозначено несколько основных задач, решение которых позволит выйти отечественной моде на новый уровень.

1) Творческая единица

За прошедшие дни немало сказано было про творческую составляющую профессии. Индустрии хочется видеть личность автора за создаваемыми изделиями. Нет смысла копировать и «вдохновляться» другими брендами, надо, чтобы звучал «ваш крик».

Идея должен быть первична. Многие кураторы согласились, что не может быть успешным бренд, который копирует западные веяния. Алена Ахмадуллина, Ульяна Сергеенко, Вика Газинская, Татьяна Парфенова и другие уже много лет вновь и вновь трактуют русскую культуру, каждая в своей уникальной манере, и благодаря этому имею колоссальный успех не только в России, но и на Западе. Кстати, Алена Ахмадуллина вошла в пятерку самых известных дизайнеров (по результатам исследования Faberlic) и создала успешную коллекцию в сотрудничестве с компанией.

Маша Федорова, главный редактор Vogue подчеркивает:
«Прошло то время, когда дизайнеры стали воспринимать эту профессию, этот бизнес как просто способ заявить о себе, в котором все средства хороши… Уже нет такого, чтобы всех удивить, всех задеть, выделиться из толпы.»

Уже неактуальны какие-то гипертрофированные «оверсайз» вещи. Сейчас востребованы изделия, что называется, «носибельные». Например, дизайнер Виктория Андреянова создала пальто такого кроя, которое украшает женщину любой комплекции. За один сезон в ЦУМе было продано 300 таких пальто. Во-первых, крой изделия украшал любую покупательницу, во-вторых, что немаловажно, коллекция была создана своевременно к наступлению ранних холодов, которые, как обычно, никто не ожидал.

И тут мы плавно переходим к следующей важной составляющей успеха — производство.

2) Производство

Особую роль в развитии индустрии в России должны сыграть не только дизайнеры, но и фабрики. Именно над этим уже четвертый год работает фестиваль «Русские сезоны». Цель фестиваля помочь начинающим дизайнерам с одной стороны и фабрикам, специализирующимся на русских промыслах с другой стороны. Организаторы ставят перед лауреатами конкурса задачу, и дизайнеры работают в сотрудничестве с фабрикой и создают коллекцию. В этом году акцент сделан на то, чтобы коллекция получилась коммерческой.

Финалистами конкурса стали Григорий Коробейников и «Эколайф», Александра Георгиева и «Крестецкая строчка», Елизавета Костюкова и Nostalgic Remedy

На открытии фестиваля Алла Вербер поделилась тем, в чем проблема начинающих дизайнеров. Многие из них не готовы создавать коллекцию на следующий сезон, нужен бюджет на закупку тканей, на пошив, и зачастую дизайнер держится 1 или 2 сезона и потом уходит из бизнеса. Индустрия же построена таким образом, что сейчас дизайнеры работают уже над коллекциями на следующий год, и для того, чтобы успешно сотрудничать с ритейлами и журналами, у них все должно быть готово заранее, для чего, конечно, требуются финансы. Алла Вербер неоднократно подчеркнула, насколько важна поддержка государства и инвесторов начинающим авторам, насколько нужно, чтобы в них кто-то поверил.

Еще один важный момент заключается в следующем. Если дизайнер производит одежду и обувь в ценовой политике выше среднего, то важно, чтобы он не забывал о линейке более доступных аксессуаров или даже косметики. Многие клиенты очень хотят приобщиться к бренду, но не имеют возможности. И например, в случае с именитыми западными именами, приобщиться к Дому моды можно, купив более доступную помаду или парфюм.

3) Коммуникации

20% времени тратится на дизайн, 80% на коммуникации — именно такую формулу обозначили на Московском форуме индустрии. Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор FCG советует не путь «тело» моды с ее коммуникацией. Например, страница бренда в Instagram — это не сам бренд, это лишь способ взаимодействия с покупателями. И таких коммуникаций у бренда может быть очень много, включая сотрудничество со СМИ, с ритейлами и т.д.

Безусловно, талант дизайнера и качество исполнения играют первостепенную роль, но этого недостаточно. Именно на взаимодействие с партнерами и клиентами уходит бОльшая часть времени и усилий.

справа — Игорь Андреев (Numero Russia) и Константин Андрикопулос (Bosco di Ciliegi)

Екатерина Дарма, главный редактор Buro24/7 и Игорь Андреев, главный редактор Numero рассказали о том, что нужно, чтобы попасть на страницы журнала.

Первоочередное — это четкая концепция бренда, креативность, а также, как это ни банально, правильно составленное и по адресу направленное письмо. Уровень известности автора, количество подписчиков в социальных сетях не имеют значения. Редакторы утверждают, что возможность оказаться в журнале есть у любого творца. Если говорить именно о соцсетях, на положительный ответ может повлиять то, как выглядит страница бренда, то, с каким вкусом она оформлена. Лукбук не обязательно обязан быть дорогим, но должен быть интересным.

Например, Vogue разместил лукбук начинающего дизайнера Георгия Коробейникова: https://www.vogue.ru/collection/spring_summer2019/resort/moskva/korobeynikov/ а в рубрике «Новое имя» Buro24/7 рассказал о талантливой выпускнице БВШД Валентине Тугутовой: https://www.buro247.ru/fashion/fashionshows/29-may-2018-new-name-valya-tugutova.html Имеет смысл присмотреться к тем материалам, которые уже опубликованы в журналах и на сайтах и понять, что вписывается в концепцию издания.

Со своей стороны, представители ритейлов Алла Вербер и Константин Андрикопулос также говорят о том, что открыты новым именам. В рамках public-talk Алла Константиновна заверила, что ЦУМ поддерживает русских дизайнеров, пригласила всех желающих авторов к себе в офис показать ей коллекции и сказала, что готова расширить зону отечественных дизайнеров в ЦУМе еще больше. Константин Андрикопулос поделился любопытной информацией. Проект «Секция», в котором представлены русские дизайнеры, изначально задумывался как pop-up store, но в итоге он не только переехал на постоянное место в связи с востребованностью, но и планирует расширяться. Соответственно, «Секция» окажется еще более открытой для новых имен.

Комментарии
Наиля Бутусова
Наиля Бутусова

Художник-иллюстратор

Работает в жанрах fashion и архитектурной иллюстрации, участвует в выставочной деятельности. Наиля рисует для недели моды MBFWRussia, ведет свой блог в Instagram, издает авторскую полиграфическую продукцию.

FOLLOW US ON

Онлайн о моде России

По всем вопросам сотрудничества
пишите на почту:
hello@designersfromrussia.ru