Дом моды «Мод» графини Орловой-Давыдовой: акварельный аристократизм и платья ангелов

Русский Дом моды «Мод», несколько лет просуществовавший на бульваре Мальзерб, и по сей день является ценной жемчужиной мировой модной истории. В его стенах под бдительным управлением русской графини создавались аристократичные наряды для господ, посещавших самые высоко-светские приемы Франции.


Она сидела в небольшом экипаже и смотрела в окно на мощеную улицу бульвара Мальзерб – уютного атмосферного парижского места, над которым витает особый флер романтики и аромат булочек с корицей. Именно это место графиня Орлова-Давыдова позже выберет для открытия собственного русского модного Дома «Мод». Через несколько лет ателье станет известным среди всех модников Европы. В нем будут заказывать наряды для костюмированных балов и вещи, созданные с помощью ручной вязки.

Иллюстратор Наиля Бутусова, @butusova_portfolio
Иллюстратор Наиля Бутусова, @butusova_portfolio

Но пока что она просто разглядывала мелькающий в окнах Париж, свой новый дом, который уже успела возненавидеть. Ей казалось, что жизнь закончилась с гражданской войной, эмиграция виделась совсем не спасением, а приговором к мучительной смерти вдалеке от дома. Красоту родной земли начинаешь понимать, оказавшись на чужбине. Бальзамом для души не стали и русские друзья. Понимание, что поток эмигрантов – это люди, лишившиеся родного уголка, где все имеет запах матери, разрывало сердце графини на части.

Успех – это предпосылки успеха, которые находятся в руках

Графиня принадлежала к старинному русскому графскому роду Орловых-Давыдовых, по мужской линии происходящего от Давыдовых, а по женской – от Орловых. Все члены рода занимали достойнейшие положения: тайный советник и шталмейстер князя Долгорукова, генерал-майор, обер-гофмейстер, хозяин имения Мариенберг, член Государственной думы. В их роду были масоны высокой степени, казначеи Верховного совета. Кровь графини была если и не голубой, то сверкала, подобно алмазу. Впрочем, она стала первым российским дизайнером в семье.

Дом моды «Мод» графини Орловой-Давыдовой: акварельный аристократизм и платья ангелов

Тяга к прекрасному и вечному, любовь к искусству, настоящий аристократизм – все это передалось графине от предков. Он любила вышивку и дорогие вещи, старинную посуду и роскошную мебель, с одинаковым трепетом относилась к интерьерам в барочном стиле и ансамблям с завитками рококо. Ее пленила музыка, как и всякого аристократа. Она не могла жить без живописи, стихосложения, а еще интересовалась модными вещами. Одевалась графиня, как и многие русские аристократы в то время, скромно, совсем не экстравагантно, но с выдержанным вкусом.

В Париже несколько раз ей довелось посетить ателье дизайнеров из России. Их работа и амбиции разожгли в графине желание попробовать создать что-то самой. Тем более что у нее было для этого все – не только вкус, но и связи. Русские эмигранты нуждались в работе. И не было ничего лучше работы у своих друзей. Очень скоро открылся Дом моды «Мод». В нем работницы создавали не только вышитые рисунки, но и набивные орнаменты в русском стиле, становящимся популярным день ото дня.

Дом моды «Мод» графини Орловой-Давыдовой: акварельный аристократизм и платья ангелов

Очень скоро у Дома моды из России появились постоянные клиенты. А затем – потоки заказов, с которыми уже нельзя было справиться двум-трем людям. Графине пришлось расширить штат, нанять секретаря и увеличить производство ателье. К удивлению для нее с работой работницы справлялись слаженно. Конечно же, нельзя сказать, что русская мода смогла заарканить европейских модников без боя. Французские конкуренты не дремали. Та же Коко Шанель постоянно создавала что-то новое и интересное, о чем сообщали модные журналы того времени. Графине приходилось изощряться, чтобы обратить глаза публики на новый Дом моды.

Платья ангелов

Несмотря на влияние Европы и потребности модников Парижа, наряды отечественных дизайнеров сохраняли неповторимый ореол. Лучше всего его передают акварельные картины художников, попытавшихся изобразить всю красоту, гармонию и строй русских нарядов 19-20 веков. Большая часть аристократов предпочитала скромные силуэты, дополненные богато украшенными тканями. В ходу был жемчуг, небесный шелк, вышивка и кружевные аппликации. Эти платья не случайно назвали нарядами ангелов – их нежность и изысканность, благородство и чистота была неповторима.

Дом моды «Мод» графини Орловой-Давыдовой: акварельный аристократизм и платья ангелов

Графиня Орлова-Давыдова следила, чтобы у каждого наряда была интересная деталь – пелерина или спускающийся складками подол, жемчужный отлив лифа или воздушные предплечья. В коллекции российского дизайнера было много современных (для того времени) силуэтов, но все они сохраняли русский налет очарования. К тому же графиня была владелицей небольшого фабричного предприятия по созданию тканей. Так что у нее заказывали не только одежду, но и текстиль. Это давало Орловой-Давыдовой возможность следить, какие материалы пользуются активным спросом.

К ней обращались, когда нужно было сшить роскошное – царское – платье для посещения великосветского салона, театра или приема. Ее часто можно было увидеть беседующей с какой-нибудь американской клиенткой. И конечно, важные гости всегда оставались невероятно довольны как отношением к своей персоне, так и работой Дома «Мод». Благодаря этому графиня приобрела популярность русского модельера и вошла в историю российской моды как человек, который сделал огромный вклад в ее становление.

Закрытие «Мод»

«Мод» не смог справиться с финансовыми трудностями, вызванными общим экономическим кризисом. В те годы закрывалось почти каждое второе предприятие. Мода стала невыгодна. На плаву с трудом удерживались самые известные и «гибкие» предприятия, готовые искать новые пути развития. Те, кто не выдерживал такого давления и денежных трудностей, оказывались в положении тонущего посреди бездонного океана.

Дом моды «Мод» графини Орловой-Давыдовой: акварельный аристократизм и платья ангелов

Последние годы жизни графини, как и многих других русских эмигрантов, прошли в Европе. До самых последних минут она вспоминала родной дом и жалела только об одном – что не может вернуться туда.

DESIGNERS FROM RUSSIA

РЕДАКЦИЯ СЕТЕВОГО ИЗДАНИЯ

По всем вопросам сотрудничества пишите: [email protected]. Мы в соцсетях: @designersfromrussia #designersfromrussia #dfr

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76