Этот Дом моды сделал популярной ткань, имитирующей парчу. Им руководила сама бывшая фрейлина русской императрицы, которая могла не только много поведать о жизни императорского двора, но и позволить Франции прикоснуться к эстетике российской Империи. Дом «Миеб» вошел в историю как один из главных законодателей моды на русский стиль.
Бэтти Бизард была фрейлиной и верной подругой императрицы Александры Федоровны. Хохотушка-веселушка, жизнерадостная, лучезарная, куда бы она ни входила, в окно начинало светить ослепительное солнце. Бэтти никогда нельзя было увидеть угрюмой и сердитой, она была лучиком в темном царстве и даже осталась такой после трагических событий 1917 года. Впрочем, ее нельзя было назвать русским дизайнером, уж больно характер был не тот. Полное отсутствие организаторских способностей тому подтверждение. Но у Бизард была одна удивительная способность – умение заводить удачные знакомства.
Основание и становление «Миеб»
Оказавшись во Франции Бэтти, недолго думая, основала собственный русский Дом моды. Но подвигло ее на это не желание, исходящие откуда-то из глубин души, а удачное знакомство. Фортуна всегда улыбалась этой жизнерадостной девушке – ей везло даже тогда, когда, казалось, представить что-то хорошее уже невозможно. Бизард умела не просто заводить друзей, но и держаться за них, поддерживать связи. В одном из своих писем Оскар Уайльд говорил, что успех – это точно выверенный расчет. Если в твоих руках есть его предпосылки, то ждать долго не придется. Бэтти будто бы понимала это от природы.
Она знала, к чему аппелирует человеческая дружба и умело этим пользовалась. Сегодня Бэтти назвали бы отличным психологом: она понимала, что в отношениях каждый человек хочет получить пользу. И не дождавшись ее он способен оставить плохие для себя взаимоотношения. Создавая связи с людьми, обрастая ими как паутиной, будущий отечественный дизайнер старалась давать людям то, что они хотят, и не вступать в отношения с теми, кому не могла дать желаемого. Она хорошо разбиралась в рычагах управления дружбой, при этом относилась к людям с самой глубокой искренностью.
Благодаря такой стратегии Дом моды из России очень быстро стал популярным. У Бэтти были подружки, которые стали манекенщицами Дома. Другие знакомые поставляли для нее ткани. Третьи помогали нанять работниц. Но и сама бывшая фрейлина не оставалась в долгу. Взаимовыгодные отношения были ее кредо. Она тщательно поливала сад дружбы, заботилась о нем, взращивала побеги доверия и следила, чтобы в нем не росли сорняки.
Первые плоды успеха
В основном «Миеб» создавал аристократичные наряды для состоятельных клиентов. Будучи бывшей сподвижницей императрицы Бэтти была хорошо знакома с эстетикой имперского дворца, его линиями и красотой, грацией нарядов, в которые облачались представители монаршей династии. Все это она использовала для создания коллекций русского дизайнера, которые, не успев появиться в журналах, тут же стали популярны во всей Франции. Самые лучшие наряды «Миеб» создавались из нежного шелка, роскошного кружева, прекрасного муслина, дорогого сатина и элегантного крепдешина. Все так, как было во времена Романовых.
Платья русского модного Дома «Миеб» сохранились разве что в нескольких музеях, поэтому увидеть экземпляры достаточно сложно. Но создать о них представление можно с помощью сохранившихся работ портных семьи Романовых. Например, Бризака, создававшего роскошные наряды из золотого шитья и вышивки. Не трудно догадаться, что Бэтти пыталась воссоздать в Париже именно эти парадные одежды, а идеалом женщины для нее был образ самой императрицы.
Александра Федоровна, по словам мемуаристок, «одевалась хорошо, но просто». Она не любила крайности моды и считала, что женщина должна одеваться так, как подходит ее типу внешности. Как и любила императрица, Бэтти создавала красивые блузки с юбками — спокойные и красивые, лишенные суетности. Это были чистые, светлые наряды, лишенные многослойности. Любимыми цветами императрицы были лиловый, белый, голубой. Бэтти использовала даже цветовую гамму, а также платья с широкими складками, которые струились, подобно водопадам.
Конечно же, копировать парадные наряды семьи Романовых Бэтти была не способна. Но вдохновляли ее именно они. К тому же публике хотелось больше экстравагантности и дизайнеру из России приходилось видоизменять платья. Несмотря на это они все равно вызывали в памяти воспоминания о днях, проведенных в России, при дворе и императрице.
«Миеб» прекращает свою деятельность
Согласно одним историческим фактам «Миеб» прекратил свою работу в годы экономического кризиса. Но есть историки, которые утверждают, что это случилось намного раньше. Причиной закрытия служило не банкротство модного русского Дома, а усталость его хозяйки – слишком много стало напоминать о родной земле. Впрочем, эта версия ничем не подтверждена. С закрытием удивительного ателье, создающего роскошные наряды по образу платьев русской императрицы, из моды словно пропал какой-то шарм. Истинные ценители русского стиля с сожалением вздохнули.
Но русский стиль, образ Александры Федоровны и платья Бэтти Бизард продолжают жить в насыщенной и увлекательной истории моды России, в этих строках, а теперь – и в памяти наших читателей.