Дом Моды «Княгиня Ольга Урусова». Возрождение русского фольклора во Франции

О нем ходили легенды и шушукались на каждом углу Парижа. Удивительный модный Дом создавал сказочные наряды Царевны Лебедь и открывал тайны старой России. Париж получил возможность на несколько лет с головой окунуться в подлинный русский стиль и примерить корону российских князей – знаменитый кокошник.

Дом Моды «Княгиня Ольга Урусова». Возрождение русского фольклора во Франции
Иллюстратор Наиля Бутусова, @butusova_portfolio

В детстве Ошка (так звали Ольгу самые близкие) любила играть с куклами, устраивая для них балы и чаепития. «Вот я вырасту и обязательно буду всех одевать», — мечтала она кокетливо. Одежда была ее страстью. Второй страстью стал будущий муж – Сергей Леонидович Урусов. В 1902 году Ольга стала мамой трех сыновей. Но семейная жизнь и постоянные заботы не позволяли ей дать волю своим мечтам о профессии русского модельера. Зато она пела в церковном хоре и всегда была готова придти на помощь подругам.

Муж Ольги принадлежал к княжескому роду ногайского происхождения. Урусовы во все времена гордились тем, что их род восходит к Едигею Мангиту, самому первому правителю монгольской Ногайской Орды. Согласно некоторым источникам, род этот был самой высшей аристократией во времена Русского царства в 17 веке. В то время ногайские князья находились на службе московского государства. Основателем рода был сам Урус-мурза. 

Эта история была достоянием семьи Ольги, своим детям она прививала любовь к русскому фольклору, хорошо знала традиции и историю. Сергей Урусов, будучи дипломатом, эмигрировал во Францию вместе с женой и пятью детьми. Бежав в Европу, Ольга поселилась в правобережном Париже. Здесь, на бульваре Осман, княгиня открыла ателье, которое скоро превратилось в известный отечественный Дом моды. Как и многим русским эмигрантам, Ольге не хватало народного колорита, родного языка и традиций. Она скучала по дому, по своей истории, которую так хорошо знала и к которой была так привязана. Именно это щемящее сердце томление заставило княгиню воплотить русские мотивы в создаваемых ею творениях. 

Ориентация на русский фольклор 

Залу парижского музея мод выпала большая честь: он до сих пор хранит комплект, выполненный русским Домом мод «Княгиня Ольга Урусова». «Это очень гармоничный наряд, сдержанный и красивый», — комментирует специалист. – «В нем чувствуется курс на русский фольклор». И, правда, наряды Ольги были похожи на платья сказочных героинь – Царевны Лебедь, принцессы Несмеяны, Василисы-Прекрасной, Настеньки. Они отражали народные традиции России, ее особенный, самобытный колорит. 

В то время Франция была влюблена в русские мотивы. Многие знатные европейские леди выходили замуж в княжеских кокошниках. Урусова первой начала создавать утрированно-русские вещи в духе старой России: косоворотки, куртки с меховым воротником, платья с вышитыми рукавами, высокие сапожки. Большим спросом пользовались элементы русских сценических костюмов. Француженки гордо носили их на праздники и светские вечера. 

Ателье Ольги быстро набирало популярность. К ней поступали заказы на пошив традиционно русских пальто, платьев и даже спортивных костюмов. Княгиня занималась созданием вышивок и даже шляп. В Париже то и дело мелькают плакаты русского модного Дома «Княгиня Ольга Урусова», с которых хозяйка предлагает всем окунуться в такой дивный колорит России. 

Княгиня и сама была невероятной красавицей. У нее был цвет лица, сравнимый разве что с новорожденными лепестками подснежников. В юности Ольга отличалась стройностью. «Русская березка» — восхищенно называли ее кавалеры. Став старше, она округлилась, правда, не в ущерб изящной осанке. Как никто другой, княгиня умела носить традиционные русские наряды и часто это демонстрировала, что только повышало интерес к модному Дому. Но на этом ее работы манекенщицей заканчивалась – Ольга предпочитала нанимать для этого юных девушек из потока эмигранток, а сама занималась созданием новых нарядов. 

Но к ней шли не только дамы, мечтающие о сценической одежде, хотя из числа клиенток их было больше всего. Некоторые американки наведывались к дизайнеру из России, чтобы пополнить свои коллекции, приобрести что-то диковинное. Vogue того времени неоднократно публиковал плакаты с героинями, носящими русский кокошник. Выглядели они необычно, грациозно, стройно, как дивы из сказок и старинных историй. Русский стиль имел необычайный успех в Европе, и Ольга не знала отбоя от состоятельных клиенток, мечтающих о русском наряде, расшитом бисером и замысловатой вышивкой. 

Сотрудничество с крупными Домами мод Франции 

Ольга Урусова показала себя не только как хороший модельер, но и историк. Лучше других она знала тонкости кроя и приемы украшения русского костюма, она даже знала, чем отличаются наряды северных русских от одежды их южных соседей. Русский костюм к тому же славился большим количеством разнообразной верхней одежды – накидной, что одевалась через голову, и распашной с разрезом и пуговицами. Понимание всех этих тонкостей позволяло Ольге создавать удивительные вещи. И желание модной публики купить одежду русского дизайнера только росло. 

Для создания нарядов Ольга начала изучать историю Византии, ведь одежда русской знати шилась по византийскому типу. Многие ее детали заимствовались из Польши: например, польский кафтан и шуба. Работу на начальных этапах усложняло то, что настоящие русские костюмы традиционно шились из очень дорогих тканей с использованием золотых нитей и жемчужин. У Ольги не было средств, чтобы покупать такие сокровища. Она пробовала имитировать. Когда же Дом моды вырос настолько, что стал способен закупать дорогие пуговицы и серебряные нитки, Ольга принялась использовать их. 

Ольга заимствовала для нарядов детали не только из женского национального костюма, но и из мужского. Ее одежда копировала элементы сорочки, ферязи, охабени, мужских рубах с треугольными клиньями, льняных и хлопчатобумажных косовороток, шелковых горничных рубах бояр. Она пересмотрела и видоизменила русские плетеные пояса, бекеши, кожухи, завязки. Приобретя репутацию талантливого русского кутюрье, Ольга стала одевать французскую знать в русские сарафаны, которые тоже немного видоизменялись. 

Прощай, Париж, здравствуй, Америка 

Европейский кризис вынудил Ольгу проститься с любимым делом. Выбора не было. Нужно было кормить и ставить на ноги детей, давать им образование, все это требовало денег, а коллекции российских дизайнеров перестали их приносить. Ольга была из тех людей, кто мог работать и бесплатно, но она не могла, не имела права думать только о себе и своих желаниях. Семья вынужденно перебралась в Америку, где сыновья Ольги нашли свое семейное счастье. Только в этом княгиня видела свое утешение. 

Вырученные средства, которые еще оставались, пошли на отъезд и помогли начать новую жизнь в США. Ольга взяла с собой кое-какие вещи, но была вынуждена продать их за гроши, когда оказалось, что и в Америке дела идут не лучшим образом. Воспоминания о модном деле сохранились разве что в сердце – запечатанные, нетленные, дорогие. Но Ольга Урусова, красавица-княгиня, до конца дней благодарила жизнь за выпавшую возможность прикоснуться к мечте. 

К слову, дочка Ольги, Евгения, полюбила красивого русского офицера Дмитрия Леховича. Потомки этой пары живут и сегодня, храня память и о семье Урусовых, и об удивительном модном Доме из России, запомнившимся Европе фольклорными мотивами и сказочными нарядами.

DESIGNERS FROM RUSSIA

РЕДАКЦИЯ СЕТЕВОГО ИЗДАНИЯ

По всем вопросам сотрудничества пишите: [email protected]. Мы в соцсетях: @designersfromrussia #designersfromrussia #dfr

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76