Деконструктивизм и «японская революция», как новый виток моды

Деконструктивизм, кажется сложновато. Если углубиться в философию, это подход методом разрушения стереотипа. Но не пугайтеь, мы не будем говорить о высоких материях.

Деконструктивизм и «японская революция», как новый виток моды

В моде деконстурктивизм — это практически все, что не укладывается в привычные рамки и каноны. Все что, отличается от классического кроя, можно отнести сюда. История направления началась в 90-ых благодаря японцам.

Первые птички появились в Европе в 1961 году, когда Кензо Такада и Ханае Мори приехали завоевывать Париж. За 20 лет Ханае Мори открыла несколько бутиков и была известным дизайнером. А кто такой Кензо Такада — мы знаем и так.

Деконструктивизм и «японская революция», как новый виток моды

Но в 1981 на Неделе прет-а-порте в Париже появились Ёджи Ямамото и Рей Кавакубо, чтобы совершить революция. Они представили свой бренд Comme des Garcons. Стиль коллекций японцев назвали «destructured look». Разрушив понятие о функциональности и форме, костюм стал арт-объектом. Одни решили, что это издевательство, другие увидели новую философию одежды.

Вместе с Иссей Мияке они образовали новую школу под названием «Авангардная японская мода». Она объединила трех независимых дизайнеров благодаря одинаковому мышлению и национальности. По словам Мияке, «недостаток — нехватка знаний о западной культуре — в то же время может быть и моим достоинством. Я не был закрепощен западными традициями».

Деконструктивизм и «японская революция», как новый виток моды

Японская культура основана на встраивании в природу и окружающую среду, вместо изменения ее под себя. Так и в Париже была показана мода, построенная на удобстве и свободе движений. Вместо «идеального ансамбля» пришел взаимозаменяемый гардероб и унисекс.

Вместо бархата и кружев появились деним, кожа и трикотаж. Одежда, напоминающая оригами, с ассиметричным кроем и необработанными деталями, закрытые многослойные образы. Что стало свежей струей и открытием для Запада 80-ых годов.

Ямамото говорил: «Я думаю, что обтягивающая одежда на женщине создана лишь для развлечения мужчин… это не выглядит благородно. К тому же невежливо показывать другим людям слишком много».

Деконструктивизм и «японская революция», как новый виток моды

В 1981 году он вывел на подиум моделей без макияжа в безразмерных нарядах-лохмотьях с необработанными швами. Показав суть японской эстетики, Ямамото получил оскорбительные отзывы: «Это одежда нищих и бомжей, разодетых в тряпьё; шик Хиросимы, стиль обносков!»

На что ответил: «Перестаньте путать красоту с красивостью. Женщина не манекен, не кукла, а значит, её одежда не должна быть футляром. Если вещь безукоризненна, она мертва». Ощущение красоты по-японски — это вещи со следами времени, неброская утонченность и минимализм. Красота для японца — это вещь со следами возраста, простая и функциональная.

Страна, существовавшая в изоляции веками с такими принципами, кардинально отличалась от западной цивилизации. Японская мода, как и культура, — это эстетический эксперимент, поиск новых форм и смыслов. Дизайнеры не старались подчеркнуть тонкую талию или декольте женщин. Они даже не хотят подчеркивать ее пол. Классическое японское кимоно только драпирует тело, скрывая его от посторонних глаз.

Деконструктивизм и «японская революция», как новый виток моды

Философия переменчивости отразилась в создании вещей сразу на модели. Традиционные назначения одежды подверглись пересмотру, брюки могли быть кофтой и наоборот. Ворот платья превращался в подол, а количество рукавов можно сократить и до одного. Сложные вытачки и подгонка по фигуре заменятся на простой крой и драпировки.

Дав новый взгляд на моду, японцы не стали изгоями в парижской fashion-системе. Вместо этого они стали элитой в мире дизайнеров, определив стиль XXI века. За японцами последовала группа радикально настроенных бельгийцев. Среди них зазвучали такие имена как Дирк Биккембергс, Мартин Маржела, Дрис ван Нотен и Анн Демельмейстер.

Наследием революции стали ассиметричные блузы и платья, поперечная сборка на брюках и другой одежде, многослойность, подвернутые рукава жакетов и многое, многое другое. Сложно представить, какой бы стала мода без японской революции 80-х годов. Возможно, идея комфорта и универсальности появилась бы гораздо позже и нам пришлось одеваться в платья по фигуре и всегда носить шпильки.

Алина Кравченко

Рукодельная фея

Дизайнер вязанных вещичек

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76